главная страница       АКАДЕМИЯ ИГРЫ       публикации

ПРЕДИСЛОВИЕ

       Перед читателем очередное издание "Академии игры", инициируемое индивидуальными и коллективными членами Международного Общества друзей игры и общественно-научной организации "Московский международный Институт игры". "Академия игры" задумывалась как ежегодное издание, но выдержать принцип ежегодности информирования и обсуждения важнейших вопросов, связанных с игрой, деятельностью игрового сообщества, позитивными инициативами в эпоху стремительных глобальных перемен через печатное слово оказывается трудным. Поэтому, не отказываясь от идеи регулярного освещения важных с точки зрения Совета МОДИ и Редакционного совета проблем, мы видим перспективу "Академии игры" как непериодического издания, обращенного к более фундаментальным и принципиальным для игрового сообщества проблемам, а оперативные вопросы деятельности будем в большей степени решать через интерактивные технологии на сайте МОДИ www.akademiaigri.narod.ru.

(E-mail: play_academy@rambler.ru)

Главная тема этого выпуска "Академии игры" - проблема - явление - феномен игры на пороге XXI века. Мы приводим материалы, позволяющие читателям в общении с печатным текстом продумать и осмыслить ХХ век - век, отчетливо проявивший масштабность влияния игры (игр, празднично-игровой культуры, игрушек, Игр, игрового сознания, языковых игр и т.п.) на развитие культуры и человека. Основное содержание обращенного к читателю текста "Академии игры" отражает реалии уходящего века (игра в энциклопедиях ХХ века), демократизирующее системный поиск выхода из кризиса вторжение в научно-педагогическую Касталию (раздел "Научный архив") и проекты развития в сфере игровой культуры, связывающие нас с грядущим веком. Объединяющие идеи - проблема субъекта игры и субъекта культуры и проблема экологии игросферы в связи с горизонтами ноосферного развития - отчетливо проявились в ХХ столетии человеческой истории.

       Веком авиации и космоса, веком двух мировых войн, веком русских революций, веком деколонизации, веком компьютера и интернета называют уходящее столетие. А, может быть, веком игры или веком спорта? Во всяком случае, и для цивилизационных процессов, и для развития культуры в ХХ веке игра и игры сознания (как отдельных людей, групп, сообществ, партий, так и профессиональные игры политиков, экономистов, социологов и т.п.) играли роль совершенно исключительную. Вне понимания Игры, игр и особенностей Человека Играющего (Homo Ludens'a, Homo Gamer'a, языковых игр, теорий игр и игр сознания) самосознание субъекта культуры не может быть ни вполне адекватным, ни гармонично полным. Языковые игры, теория игр и игры сознания - это всеобщая для истории культуры и истории субъекта триада основных ипостасей игры, изначально единого явления (то есть Слова и Дела), называемого емким термином ИГРА.

       Годы 1999 и 2000 могут быть поняты как особое состояние во время вступления "на порог нового" не только столетия, но и тысячелетия истории. Если столетний рубеж развития достаточно отчетливо представлен в сознании наших современников, а его психолого-педагогическому аспекту был посвящен целый ряд событий рассматриваемого периода, (мы ожидаем из печати специальное издание "Развивающе-воспитательный потенциал игры и праздника на рубеже XXI века" - М., 2001), то многие тенденции тысячелетнего исторического рубежа осознаются и оцениваются гораздо менее отчетливо. Вместе с тем, реализация принципа субъекта культурно-исторического процесса развития требует все более четкого самоопределения субъектов разных уровней, в том числе учета многообразных игровых проявлений в человеческой жизни, в истории и ноосферной перспективе.

       1990-е годы невиданно актуализировали проблему игры, превзойдя даже 20-30-е годы уходящего столетия, и в этом нельзя не видеть устремленность сознания планетарного субъекта и историческую тенденцию к осмыслению и сознательному выстраиванию стратегий развития, реализация которых осмысливается, отрабатывается и технико-технологически осваивается исходя из ориентиров и системы ценностей третьего тысячелетия.

       ХХ век многими нашими выдающимися современниками характеризовался как русский век и российский цивилизационный вызов. Действительно, в числе глобальных событий уходящего века лишь очень немногие не связаны с российским евразийским пространством. Войны, революции, глобальные перестройки много чаще посещали российское пространство, чем иные цивилизации, пространства, страны и т.д. Опыт кризисного и предкризисного бытия тяжел, но поучителен, в том числе и своими неосознанно-непознанными и все более осознаваемыми игровыми проявлениями. Этот опыт имеет цивилизационную культурную ценность, становясь частью планетарной субъектной стратегии существования и развития в третьем тысячелетии.

       1999 - год 200-летия явления миру гения А.С.Пушкина. И хотя мистические ожидания Н.В.Гоголя проявятся и проверятся уже в веке новом, можно сказать, что Пушкинский двухвековой юбилей значимее и весомее других праздничных российских событий этого года, исторический смысл которых, очевидно, подобно игре с переводными картинками, также проявится в третьем тысячелетии.

       Праздник Пушкина - праздник столь нечастого ныне разумного, доброго, вечного, провозглашавшего здравицу разуму в эпоху "игралищ таинственной Судьбы" и возможного не как милость судьбы играющей (Тюхе, Фортуны или Лахесис-Мойры), а как пушкинское "самостояние человека - залог величия его" как субъекта жизни, бытия и смысла для всеобщего, коллективного и индивидуального их проявления.

       Проблема субъекта - самая знаковая и смысловая идея рубежа столетий и для научного и для этико-эстетического планов культуры в состоянии "на пороге". Игровая метафора "качелей идентификации субъекта", видимо, будет определять горизонты научного и экзистенциального миров самосознания современной нам культуры. Игра, таким образом, становится в ряд первооснов сознания и бытия меняющегося на глазах мира.

       Подводя итоги завершающих столетие лет, наша "Академия игры" устремлена в будущее. Игра как практика развития имеет свои, только ей доступные способы "общения с будущим". Раскрытию этих, ориентированных в будущее, возможностей игры и будут посвящены последующие издания "Академии игры", помеченные уже годами следующего столетия.

Ответственный редактор.

 

Hosted by uCoz