главная страница | АКАДЕМИЯ ИГРЫ | публикации |
ПРЕДИСЛОВИЕ
Перед
читателем очередное издание "Академии игры", инициируемое
индивидуальными и коллективными членами Международного Общества
друзей игры и общественно-научной организации "Московский международный
Институт игры". "Академия игры" задумывалась как
ежегодное издание, но выдержать принцип ежегодности информирования
и обсуждения важнейших вопросов, связанных с игрой, деятельностью
игрового сообщества, позитивными инициативами в эпоху стремительных
глобальных перемен через печатное слово оказывается трудным. Поэтому,
не отказываясь от идеи регулярного освещения важных с точки зрения
Совета МОДИ и Редакционного совета проблем, мы видим перспективу
"Академии игры" как непериодического
издания, обращенного к более фундаментальным и принципиальным
для игрового сообщества проблемам, а оперативные вопросы деятельности
будем в большей степени решать через интерактивные технологии на
сайте МОДИ www.akademiaigri.narod.ru. (E-mail:
play_academy@rambler.ru) Главная
тема этого выпуска "Академии игры" - проблема
- явление - феномен игры на пороге XXI века. Мы приводим
материалы, позволяющие читателям в общении с печатным текстом продумать
и осмыслить ХХ век - век, отчетливо проявивший масштабность влияния игры
(игр, празднично-игровой культуры, игрушек, Игр, игрового сознания,
языковых игр и т.п.) на развитие культуры и человека. Основное содержание
обращенного к читателю текста "Академии игры" отражает
реалии уходящего века (игра в энциклопедиях ХХ века),
демократизирующее системный поиск выхода из кризиса вторжение в
научно-педагогическую Касталию (раздел "Научный архив")
и проекты развития в сфере игровой культуры, связывающие нас с грядущим
веком. Объединяющие идеи - проблема субъекта игры и субъекта культуры
и проблема экологии игросферы в связи с горизонтами ноосферного
развития - отчетливо проявились в ХХ столетии человеческой истории.
Веком авиации и космоса, веком двух мировых войн, веком русских
революций, веком деколонизации, веком компьютера и интернета называют
уходящее столетие. А, может быть, веком игры или веком спорта? Во
всяком случае, и для цивилизационных процессов, и для развития культуры
в ХХ веке игра и игры сознания (как отдельных людей, групп, сообществ,
партий, так и профессиональные игры политиков, экономистов, социологов
и т.п.) играли роль совершенно исключительную. Вне понимания Игры,
игр и особенностей Человека Играющего (Homo Ludens'a, Homo Gamer'a,
языковых игр, теорий игр и игр сознания) самосознание субъекта культуры
не может быть ни вполне адекватным, ни гармонично полным. Языковые
игры, теория игр и игры сознания - это всеобщая для истории культуры
и истории субъекта триада основных ипостасей игры, изначально единого
явления (то есть Слова и Дела), называемого емким термином ИГРА.
Годы 1999 и 2000 могут быть поняты как особое состояние во
время вступления "на порог нового" не только столетия,
но и тысячелетия истории. Если столетний рубеж развития достаточно
отчетливо представлен в сознании наших современников, а его психолого-педагогическому
аспекту был посвящен целый ряд событий
рассматриваемого периода, (мы ожидаем из печати специальное издание
"Развивающе-воспитательный потенциал игры и праздника на рубеже
XXI
века" - М., 2001), то многие тенденции тысячелетнего исторического
рубежа осознаются и оцениваются гораздо менее отчетливо. Вместе
с тем, реализация принципа субъекта культурно-исторического
процесса развития требует все более четкого самоопределения
субъектов разных уровней, в том числе учета многообразных игровых
проявлений в человеческой жизни, в истории и ноосферной перспективе.
1990-е годы невиданно актуализировали проблему игры, превзойдя
даже 20-30-е годы уходящего столетия, и в этом нельзя не видеть
устремленность сознания планетарного субъекта и историческую тенденцию
к осмыслению и сознательному выстраиванию стратегий развития, реализация которых осмысливается, отрабатывается
и технико-технологически осваивается исходя из ориентиров и системы
ценностей третьего тысячелетия.
ХХ век многими нашими выдающимися современниками характеризовался
как русский век и российский цивилизационный вызов. Действительно,
в числе глобальных событий уходящего века лишь очень немногие не
связаны с российским евразийским пространством. Войны, революции,
глобальные перестройки много чаще посещали российское пространство,
чем иные цивилизации, пространства, страны и т.д. Опыт кризисного
и предкризисного бытия тяжел, но поучителен, в том числе и своими
неосознанно-непознанными и все более осознаваемыми игровыми проявлениями.
Этот опыт имеет цивилизационную культурную ценность, становясь частью
планетарной субъектной стратегии существования и развития в третьем
тысячелетии.
1999 - год 200-летия явления миру гения А.С.Пушкина. И хотя
мистические ожидания Н.В.Гоголя проявятся и проверятся уже в веке
новом, можно сказать, что Пушкинский двухвековой юбилей значимее
и весомее других праздничных российских событий этого года, исторический
смысл которых, очевидно, подобно игре с переводными картинками,
также проявится в третьем тысячелетии.
Праздник Пушкина - праздник столь нечастого ныне разумного,
доброго, вечного, провозглашавшего здравицу разуму в эпоху "игралищ
таинственной Судьбы" и возможного не как милость судьбы
играющей (Тюхе, Фортуны или Лахесис-Мойры), а как пушкинское
"самостояние человека - залог величия его" как субъекта
жизни, бытия и смысла для всеобщего, коллективного и индивидуального
их проявления.
Проблема субъекта - самая знаковая и смысловая идея рубежа
столетий и для научного и для этико-эстетического планов культуры
в состоянии "на пороге". Игровая
метафора "качелей идентификации субъекта", видимо,
будет определять горизонты научного и экзистенциального миров самосознания
современной нам культуры. Игра, таким образом, становится в ряд
первооснов сознания и бытия меняющегося на глазах мира.
Подводя итоги завершающих столетие лет, наша "Академия
игры" устремлена в будущее. Игра как практика развития имеет свои, только ей доступные способы "общения
с будущим". Раскрытию этих, ориентированных в будущее, возможностей
игры и будут посвящены последующие издания "Академии игры",
помеченные уже годами следующего столетия.
Ответственный редактор.
|